Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №509
Главная ► Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача дошкольного учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждениявыделяютдва направления:меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность имеры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с нимина индивидуальном уровне.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления:меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность имеры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!
ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ, ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ:
РЕБЕНКА, который побирается;
РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;
РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
РЕБЕНКА, который не посещает школу;
СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
ФАКТЫжестокого обращения с детьми;
ФАКТЫвовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
НЕ БУДЬТЕ РАВНОДУШНЫМИ!ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧУЖИМИ!
Уважаемые родители (законные представители)!
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с Постановлением правительства Свердловской области № 188-ПП от 02.04.2020 г. «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»:
Дошкольное образовательное учреждение обязано своевременно информировать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об обстоятельствах, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении:
1) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни, выражающееся в том числе в:
– отсутствии у несовершеннолетних необходимой одежды и регулярного питания;
– несоблюдении санитарно-гигиенических требований к уходу за несовершеннолетними и проживанию несовершеннолетних;
– отсутствии заботы о здоровье несовершеннолетнего, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, в том числе вследствие болезни, бедности, неопытности родителей (законных представителей);
– трате пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетнего, в ущерб его интересам;
– запрещении родителями (законными представителями) несовершеннолетнему посещать образовательную организацию;
– отказе родителей (законных представителей) от медицинской помощи, обследования и лечения (в том числе стационарного) несовершеннолетнего при наличии медицинских показаний, а также невыполнении рекомендаций врача, приводящем к угрозе жизни и здоровью ребенка;
– оставлении детей раннего возраста без присмотра родителей (законных представителей);
– наличии случаев рецидивов отравлений и бытовых травм несовершеннолетних;
– наличии у несовершеннолетнего гипотрофии 3–4 степени, выраженной белково-энергетической недостаточности, не обусловленной тяжелой соматической патологией;
– невыполнении родителями (законными представителями) детей-инвалидов индивидуальной программы их реабилитации;
– проживании несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи).
2) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей), членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками, выражающееся в том числе в:
физическом насилии – преднамеренном нанесении ребенку физических повреждений, а также телесных наказаний, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;
сексуальном насилии или развращении несовершеннолетнего;
эмоциональном или психологическом насилии – однократном или многократном воздействии на ребенка, его отвержении со стороны родителей (законных представителей) и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации (в том числе в угрозах в адрес ребенка, оскорблениях и унижении его достоинства, открытом неприятии и постоянной критике, игнорировании основных нужд ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, психическом воздействии, вызвавшем у ребенка психическую травму, преднамеренной изоляции ребенка, лишении его социальных контактов);
иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним;
3) самовольные уходы несовершеннолетних из семей, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) систематические пропуски занятий в образовательных организациях и (или) неаттестации по нескольким предметам общеобразовательной программы вследствие ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних;
5) поступление (обращение) в медицинские организации несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) несвоевременное и (или) позднее обращение за медицинской помощью родителей ребенка;
7) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений;
8) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.
Информация может поступить:
От родителей (законных представителей), родственников;
Из средств массовой информации;
От граждан государственных, муниципальных и общественных организаций;
От специалистов органов учреждений и системы профилактики.
Дошкольное образовательное учреждение ежемесячно отправляет информацию в органы прокуратуры о детях, которые длительное время не посещают детский сад.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!
Постановление правительства Свердловской области № 188-ПП.
120-ФЗ-24.06.1999.
«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в МАДОУ»
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольноговозраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления:меры общей профилактики,обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность имеры специальной профилактики,состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Наш детский сад посещает177 воспитанников. Из них ни одна семья не состоит на учёте в КДН и нет семей состоят на внутрисадовском контроле.
В течение всего учебного года в МАДОУ № 509 осуществлялся контроль за созданием благоприятного психологического климата и комфортных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье и МАДОУ. Проводится профилактическая работа по недопустимости насильственных действий и жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
Деятельность детского сада по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям:
1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
2. формирование Здорового образа жизни;
3.профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
4.патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН.
Большая работа проводится с воспитанниками детского сада.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно - ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2.Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
3.Система блочных занятий.
4.Проведение тематических праздников, дней и недель.
5.Участие в творческих конкурсах.
Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:
- проведение групповых родительских собраний с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей;
- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.;
- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- экологические акции;
- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества
- привлечение родителей на субботники.
Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание,чувство любви к своим родным и близким. Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми. Вмладшей группе проводятся этические беседы с детьми на тему вежливости, а так же беседы с элементами игры "Прикоснись ко мне добротой", дети занимаются в театральном кружке и участвуют в различных постановках, например «Лучшие друзья»В старшей группе реализуютсявикторины и досуг на тему» Я гражданин мира" и "Я гражданин России. В свою очередь, деятельность на проектной основе, это создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Консультация для родителей
«ПРАВА И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА»
Жестокое обращение с детьми:
Жестокое обращение с детьми—это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет)включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических поражений;
Сексуальное насилие — (или развращение) — вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальное действие со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера;
К психической форме насилия относится:
открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
угроза в адрес ребенка в словесной форме;
замечание, высказывание в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребёнка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психологическую травму;
пренебрежение нуждами ребёнка — это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарном нуждам ребёнка относится:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, и медицинской помощи.
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнкадаёт определение понятия - «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.24);
защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 - 136);
за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150- 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало.Его нужно уважать и видеть в нём личность.Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты - тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, иникогда не ругайте за то, что умеют другие!
Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем - лучше всё равно что-нибудь скажите.
Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!
Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать, к стыду, вполне уместно.
Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.
Декларация о правах ребёнка
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования, или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Искусство быть родителем
Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не приняли его таким, какой он есть.
Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Наказывая, подумай: зачем?Семь правил для всех (по Владимиру Леви -российский врач-психотерапевт, психолог).
Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
За один раз — одно. Даже если поступков совершено сразу много,
Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем ни бывало. О старых грехах ни слова.
Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
Конвенция о правах ребенка
Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей:выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И эти актуально длянашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью,
обладающейвсемиправамиисвободами;
приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.
Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примере общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депилированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:
личные (гражданские) права детей;
социальные права ребенка;
политические права;
права ребенка на образование и культуру;
права детей защиту в экстремальной ситуации.
Права ребёнка
Ребёнок обладает личными правами:
Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).
Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)
Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п. 1)
Право ребёнка на имя (ст.7, п.1; ст.8, п.1)
Право ребёнка на гражданство (ст.7, п.1; ст.8, п.1)
Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст.8, п. 1)
Право ребёнка на семейные связи (ст.8, п. 1)
Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9, п.З)
Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью не разлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п. 1)
Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1.2)
Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п. 1,2)
Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1.2)
Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1) Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18, п. 3)
Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь(ст.20, п.1)
Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст.23, п.2)
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1,2, 4)
Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст.25)
Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26, п. 1)
Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1, 3)
Прав ребёнка на образование (ст.28, л.29)
Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковомуменьшинству, или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст.30)
Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п. 1.2)
Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)
Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации ч от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровы. или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1)
Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.ЗЗ)
Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст.34; ст.36)
Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37)
Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст.37)
Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст.40, п.1)
Консультация для родителей
«ПРАВА РЕБЕНКА - СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный Кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком - независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения - юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международно-о права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
1. Жить и воспитываться в семье;
2. Знать, кто является его родителями;
3. На проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
4. На воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав - на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
5. На всестороннее развитие;
6. На уважение человеческого достоинства;
7. На общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
8. На защиту;
9. На выражение собственного мнения;
10. На получение фамилии, имени, отчества;
11. На получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Советы родителям.
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
Ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Короче - не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л.Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Права ребенка в семье
Какие права в семье есть у ребенка?
Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:
Имею ли я право на совместное проживание с родителями?
Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.
С какого возраста я вправе выражать свое мнение?
Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.
Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?
Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).
Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?
С одной стороны, ни родители, никто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители и' лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это - право и обязанность родителей.
В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?
Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:
1. изменение имени и фамилии;
2. усыновление;
3. восстановление родителей в родительских правах;
4. в ряде вопросов, связанных с усыновлением.
Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.
Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?
Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.
Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?
Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.
Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?
Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся ре только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи - по телефону.
Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?
Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им.
При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и почтением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральною и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.
Ответственность и обязанности родителей
Для успешного воспитания детей родители обязательно должны позаботиться о своем авторитете. Зачастую это очень непросто, особенно в подростковом возрасте. Тот факт, что вы родили этого ребенка, заботитесь о нем и содержите — не является для него аргументом и, напоминая ему о своих жертвах, вы, скорее всего, услышите фразу: «я вас об этом не просил!». Ваш возраст, опыт, личные достижения в глазах вашего отпрыска могут не иметь никакой ценности. Если родители вовремя не сформировали авторитет, то их слова, просьбы и распоряжения не будут восприниматься всерьез.
Как завоевать авторитет у ребенка
Родительский авторитет начинается с личного примера. Если папа бездельничает целыми днями или же, что еще хуже, пьет, а мама неряха, то их нравоучительные беседы с детьми вряд ли будут иметь какую-то силу. Родители имеют авторитет лишь в том случае, когда они своими поступками доказали, что намного взрослее, мудрее и ответственнее своих детей.
Уважение к родителям усиливается поддержкой окружения, поэтому в странах Востока, в культуре которых традиционно присутствуетвысокий родительский авторитет,детей воспитывать в этом плане проще. Западным и европейским родителям приходится завоевывать его самим. В первую очередь старшие должны искренне уважать друг друга. Если отец неуважительно относится к матери, то существует большая вероятность того, что и дети будут относиться к ней так же. Поэтому каждый член семьи должен научиться проявлять терпимость и сдержанность по отношению к своим близким. Необходимо укротить свой нрав, а все конфликтные ситуации решать в отсутствии ребенка. Необходимо сплотиться и не подрывать авторитет друг друга. Нельзя играть в доброго и злого родителя: добрый все позволяет, злой не разрешает ничего. А ведь согласитесь, часто бывает такое, когда мама что-то запретила, а папа тайно разрешил. Эта попытка завоевать дешевый авторитет не приведет ни к чему путному. Действия старших должны быть согласованными.
Авторитет родителей возрастает,когда они умело сочетают заботу, ласку и строгость. Если родители любят детей, заботятся, беспокоятся о них, но в то же время следят за тем, чтобы они хорошо вели себя, успевали в школе, такие родители обязательно будут пользоваться авторитетом. Требовательность без ласки является давлением, а ласка и заботливость без требовательности приведет к тому, что дети просто сядут на шею. Уважение к родителям пропадет совсем, если к ребенку будут плохо относиться.
Помните, что нельзя добиться авторитета собственными противоречиями. То есть, вы говорите ребенку, что курить нельзя, а сами выкуриваете по пачке сигарет в день, или же запрещаете детям есть сладкое, а сами уплетаете припасенные пирожные. Будьте уравновешенны и объективны, станьте человеком с железной рукой, но в бархатной перчатке, и тогда ваш ребенок почувствует в вас твердость и силу, которая необходима для завоевания и поддержания авторитета.
«Нужно ли наказывать детей»
Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребенка за непослушание. Но при этом прекрасно понимаете, что должны научить его определенным правилам поведения. Так что же делать, если ребенок вас не слушается?
Насколько велика вероятность того, что, не приучив свое чадо к понятию «нельзя», мы рискуем однажды увидеть в нашем малыше разбалованного деспота с явными признаками вседозволенности? Или, что еще хуже, допускаем вероятность несчастного случая и причинения вреда здоровью ребенка?
На семейном совете обсудите, какое поведение ребенка должно быть наказуемым, а когда нужно просто провести разъяснительную беседу. Все члены семьи должны последовательно придерживаться единой тактики. Если мама кричит, папа ставит в угол, а бабушка лишь улыбается в ответ на детскую шалость, но плодов такая тактика не принесет, а лишь вынудит ребенка вести себя по-разному с каждым членом семьи, заранее предвидя реакцию каждого.
Наказывая ребенка, обязательно нужно объяснять ему - за что именно он наказан. Наказание - не молния, которая бьет в любое место, оно должно быть четко привязано к совершенному проступку. При этом нужно внимательно смотреть: а был ли проступок?
Наказывая, следует помнить о «законе джунглей»: за один проступок дважды не наказывают. Да и напоминать лишний раз о содеянном не стоит - если, конечно, подобное больше не повторяется, а раскаяние ребенка было искренним
Дети всегда тяжело переносят наказание. Они чувствуют себя и виновными, и растерянными, и брошенными. Обязательно помиритесь с ребенком после того, как срок наказания истек. Обнимите его, приласкайте, погладьте, скажите, что очень сильно любите его и Вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните, почему он был наказан, и как нужно поступать в следующий раз.
Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость.
Не бросайтесь обидными словами, не оскорбляйте ребенка. Помните, что критиковать необходимо не ребенка, а его поступок, обязательно показывая выход из ситуации. Так у него будет формироваться стремление к успеху и уверенность в себе.
Когда мы бьем ребенка за непослушание или в качестве наказания, мы даем ему понять, что мы сильнее. И кто сильнее, тот прав. А это, согласитесь, неправильная формула, потому что ребенок будет применять ту же тактику и в своих целях: обижать слабых, добиваться нужных ему вещей при помощи физической силы. И чем дольше родители придерживаются методов кнута, тем больше ребенок убеждается в действенности этого метода, привыкая к агрессии.
А вот такой прием, как лишение сладкого или просмотра любимого мультфильма, обязательно заставит ребенка задуматься над своим поведением.
Своевременность наказания- важный этап в формировании дисциплины у детей. Наказывать за определенный поступок послезавтра является бессмысленным.
Обязательно дайте ребенку шанс исправиться и укажите, что вы от него ожидаете. Дети не всегда знают правильные пути исправления или способы поведения.
Никогда и ни в коем случае не унижайте ребенка, ни перед другими детьми, ни перед взрослыми. Детская, память очень развита и, по мнению психологов, многие обиды с детства могут перейти во взрослую жизнь.
У часто наказываемых детей вполне могут в характере закрепиться качества, которые отнюдь не украсят их дальнейшую жизнь - чрезмерная робость, замкнутость, недоверие к окружающим.
Помните, что вы - его образец для подражания, а все дети - отличные наблюдатели. Конечно, они могут заметить несовпадения между тем, что вы говорите и тем, что вы делаете.
С самых малых лет поддерживайте с ребенком доверительные, теплые отношения. И рано или поздно он вас услышит. Услышит и поймет.
«Авторитет родителей для ребенка-дошкольника»
В соответствии с особенностями детской психологии, для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Малыш особенно сильно нуждается в родителях, только рядом с ними он чувствует себя защищенным. Родители для него становятся «персональными богами», с которыми малыш неразрывно связывает себя - то есть, все изменения в собственной жизни малыш объясняет исключительно действиями родителей, а все изменения в жизни мамы и папы - исключительно своими «заслугами». Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т. д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. А. С. Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «. самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».
С течением времени новые люди будут входить в его жизнь, у него будут появляться свои интересы, и, он уже будет подвергать сомнению все, что мама с папой говорят ему. И даже более того, мнения окружающих людей очень часто будут влиять на его поведение. Тогда и начнется потеря доставшегося легко авторитета. Не следует резко и безапелляционно отзываться о друзьях сына или дочери и о том, что входит в круг его интересов. Ведь такие действия могут привести к полной потере авторитета в глазах подрастающего малыша.
Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отношению к отцу. Схема такова: отец, от страха или большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папашу, и не стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, ... (тут уже проявляется фантазия женщины в использовании своего словарного запаса и ненормативной лексики, то это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями. Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа - не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).
Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при решении таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.
Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
Давайте рассмотрим еще одну довольно типичную проблему для многих семей. Когда родители, особенно мамы, ссылаются на то, что они не являются для своего ребенка авторитетом, что с ребенком может справиться только отец или дедушка с бабушкой. По сути, родители перекидывают ответственность воспитания ребенка друг на друга. В итоге, им никто не занимается, ребенок предоставлен сам себе.
С моей точки зрения, родителям просто необходимо искать общий язык со своим ребенком, чтобы понимать его. И тогда больше не возникнет ощущение бессилия и растерянности перед его очередной истерикой. Ведь кто, как ни родители больше всего проводят время со своим ребенком. Найти подход и постараться понять свое чадо - задача каждого родителя.
Куда исчезает авторитет у ребенка к одному из родителей?
Причинами такого пренебрежения со стороны ребенка могут быть:
Первая причина - когда кто-то из родителей постоянно занят, на работе, и не проводит с малышом достаточно времени. Что происходит в таком случае? Ребенок сам по себе, часто бывает один и со временем, когда он подрастет, замечания им больше не будут восприниматься. Справиться с ним становится очень сложно.
Все мы знаем, что сначала воспитание малыша сводится к совместным играм и занятиям, во время которых малыш познает окружающий мир и некоторые правила поведения. И ребенок начинает осознавать, что мама или папа это тот, кто все знает, всегда защитит, поможет. Если этот период не пройден, ребенок не проводил с родителями достаточно времени, авторитет исчезает. Когда ребенок выходи х из-под контроля, наступает момент, когда никто не хочет уступать, искать контакт с ребенком и в ход идет угроза авторитетом другого родителя или воспитателя. Уклоняясь от ответственности за воспитание, родитель уходит в сторону, уступая место более авторитетному.
Вторая причина потери авторитета, это когда родитель идет на поводу у малыша, выполняя его прихоти при первой истерике. Не забывайте, что дети — это отличные психологи и могут очень часто манипулировать взрослыми людьми. В первую очередь они тренируются на своих родителях. Порой дети доводят родителей до предела терпения, тем самым, узнавая границы, до которых можно шалить, требовать свое, истерить. Так малыш осознает рамки своей самостоятельности.
Не стоит давать, покупать, делать то, что малыш хочет, в данную минуту или по первому требованию. Упустив момент в самом начале этих проб, наверстать упущенное уже сложно, но можно.
Как вернуть потерянный авторитет?
Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним.
Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас.
Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться.
Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.
Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает.
Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.
Как видите, завоевание авторитета у своего ребенка - довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам все же удастся найти общий язык со своим чадом - ваша семья будет очень счастлива, а дети не забудут вас, когда вы уже не будете такими молодыми! Ради этого, наверное, стоит постараться.
Родителям на заметку
Консультация для родителей "Профилактика детского суицида"
Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.
Впоследнее время значительно участились случаи суицидов. Ситуация особеннообостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.
Помимо суицидального поведения, усовременных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а, прежде всего, на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.
В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.
И начинать эту работу необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.
Формирование характера ребенка начинаетсяпрактически с младенчества, поэтому важно уже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:
·эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
·психологическая гибкость ипозитивная социализация;
·проявление интереса к жизни;
·формирование ценности жизни и здоровья;
·умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
·умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;
·наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
·уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающихфакторов обладает человек, в частностиребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Четыре основные причины самоубийства:
·Изоляция(чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
·Беспомощность(ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
·Безнадежность(когда будущее не предвещает ничего хорошего);
·Чувство собственной незначимости(уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков, являются:
- психические отклонения у родителей;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
- развод родителей.
Отношение детей к смерти и возможному самоубийствуформируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти - часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Уважаемые родители!
1. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.
2. Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.
3. Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.
4. Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.
5. Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам», давайте ему высказаться.
6. Общение с ребёнком ведите на позитиве.
7. Воспитывайте вребенкепривычку рассказыватьвамне только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
8. Не опаздывайте с ответами вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т. д.
9. Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.
10. Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.
11. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.
12. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.
13. Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.
14. Любите и дорожите своим ребенком, принимайте его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами.
15. Чаще обнимайте своего сына и дочь.
16. Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все проблемы – временны, что их можно решить конструктивно.
17. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
18. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
19. Сокращайте до минимума время взаимодействия ребенка с компьютером, планшетом, телевизором, смартфоном! Следите за тем, что смотрит ребенок, в какие игры он играет.
20. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?»…
21. Помогите определять источники психического дискомфорта.
22. Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
23. Помогите своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
24. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
25. Любые положительные начинания ребенка одобряйте, словом и делом.
26. Уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным и значимым.
27. Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
28. Помните, что авторитарный стиль воспитания для детей неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
29. Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
Не следует говорить ребенку
·«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
·«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
·«Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
·«Где уж мне тебя понять!»;
·«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
·«Не получается – значит, не старался!»;
·«Все дети, как дети, а ты …»;
·«Сам виноват…не жалуйся…. бестолочь».
Обязательно скажите ему:
·«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
·«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
·«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
·«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».
Самоубийство – социальное явление, котороесуществует столько же, сколько существует на земле человек. Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.
В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особеннообостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.
Помимо суицидального поведения, усовременных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.
В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.
И начинать эту работу, по нашему мнению,необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.
Формирование характера ребенка начинаетсяпрактически с младенчества,поэтому важноуже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностейчеловека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:
·эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
·психологическая гибкость ипозитивная социализация;
·проявление интереса к жизни;
·формирование ценности жизни и здоровья;
·умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
·умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
·уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
Мы перечислили лишь некоторые из факторов, их намного больше и формируются они последовательно на всем протяжении детства и юности.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающихфакторов обладает человек, в частностиребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Какие мерыпоранней профилактике суицидального поведения у детей возможно реализовать в условиях дошкольного образовательного учреждения?
На этапе поступления ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение, этореализациятехнологиипсихолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Ее цель: создатьусловия, способствующие охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптациик условиям ДОУ, формирование у них чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
От того насколько благополучным будет первый опыт социализации, во многом зависитэмоциональная привязанность к значимым родным и близким, качестводетско-родительских отношений в целом.
Реализуетсяпсихолого-педагогическая технология через различные формы и методы работы с детьми и их родителями:
·диагностические мероприятия (наблюдения за детьми, анкетирование родителей, педагогов и т.д.)
·психологическое просвещение родителей и педагогов:
·выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду – как помочь своему ребенку», создание информационной папки для родителей «Адаптация к ДОУ: советы психолога»,разработка памяток, листовок«Как подготовить ребенка к детскому саду», «Техника правильного расставания», «Если ребенок плохо спит», «Игры, которые лечат», и т.п.консультация для воспитателей «Степень адаптации детей к условиям детского сада», «Первая встреча с родителями и ребенком» и т.д
·Помимо этого, воспитатели всех возрастных групп нашего детского сада, в своем ежедневном общении с детьми и их родителями стараются выявить семьи, которыепотенциально могут попастьв группу риска (семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.).
По психологическим данным на первом месте в ряду причин,характерных для детей и подростков с суицидальным поведением, находятсяименно отношения с родителями.
Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются дети и подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у детей рассматриваются психологами какпризыв о помощи, как отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, в первую очередь родителей, к своим проблемам.
Часто родителис самого раннего детства своих детей используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.
Если самые значимые в жизни ребенка взрослые (родители), произносят вгневе фразы «Убить тебя мало!», «Ты пустое место!», «Ничего из тебя не выйдет!»,«Ты недостоин!», «Лучше бы тебя не было!» и т.п., они запускают в подсознаниидетей сценарий «Не существуй», «Не живи!», темсамым программируя их на самоповреждающее поведение.
В этом контексте особенно актуальной становится работа с родителями по обучению их конструктивным способам общения, воспитания и сотрудничества с детьми, осознавший свои задачи воспитывающего родителя взрослый, сможет транслировать детям идею счастья, самореализации, уважения к себе и пустить их в жизнь с посланием «Живи!» «У тебя все получится!», «Мы тебя любим!».