Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №509

Часто задаваемые вопросыСведения об образовательной организацииВнедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) Городской конкурс История маленького чемоданчика для воспитанников с 5 до 7 лет Дополнительные сведенияКомплектованиеФОТОГАЛЕРЕЯБудь здоров, малыш!Ссылки на официальные сайты системы образованияЗдоровый образ жизни (ЗОЖ)ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКАГородской проект "Екатеринбург - территория детства", конкурс "МедиаДетки".Наши группыДля Вас, родители!До-ре-ми!ОбъявленияНаши успехиЕдиный день открытых дверей Для будущих первокласниковОхрана жизни и здоровья детейДоступная средаМесячник безопасностиПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихАттестация педагогических работниковПротиводействие коррупции Независимая оценка качества условий оказания услугПрофилактика правонарушенийПаспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Свердловской областиСИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ МАДОУПРОФИЛАКТИКА ГРИППА И ОРВИЭЛЕКТРИЧЕСТВО - ОПАСНО!Нормативно-правовая базаВиртуальный маршрут для папы и мамы по вопросу устройства ребенка в детский садОрганизация питания в образовательной организацииФедеральный проект "Укрепление общественного здоровья"ВСОКО"УСПЕХ и ТАЛАНТ" - система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"УСПЕХ и ТАЛАНТ" - система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Главная ► НОВОСТИ

НОВОСТИ

30.03.23

НЕДЕЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ 28 марта – 2 апреля 2023 г.

Image title
Image title

Признаки аутизма у детей. Что нужно знать родителям об аутизме?»

Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в процессе общения и передачи информации другим людям. Такие нарушения в восприятии внешних стимулов заставляют ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывают проблемы в коммуникации с другими людьми, формируют устойчивые бытовые привычки, а также вызывают трудности адаптации к новым условиям и мешают обучаться наравне со сверстниками. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100.

Основные факты:

–     Признаки аутизма могут быть выявлены уже в раннем детстве, однако часто он диагностируется только в более позднем возрасте.

–     Если признаки обнаруживаются до 18 месяцев, то интенсивное лечение может помочь перестроить работу мозга и обратить симптомы вспять.

–     Многочисленные исследования показывают, что прививки не вызывают аутизм. Это генетически обусловленное нарушение.

–     У большинства таких детей есть другие расстройства, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения сна, эпилепсия.

–     Люди с аутизмом хотят общаться с другими, просто не всегда знают, как это делать.

–     Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.

–     Научно обоснованные социально-психологические способы коррекции позволяют добиться улучшения навыков общения и социального поведения, что положительно влияет на благополучие и качество жизни людей с аутизмом и тех, кто ухаживает за ними.

Признаки аутизма у маленьких детей

У маленького ребенка (примерно до 3 лет) можно заподозрить признаки аутизма, если он:

–     не реагирует на свое имя;

–     избегает зрительного контакта с вами;

–     не издает звуки, чтобы привлечь ваше внимание;

–     не улыбается, когда вы улыбаетесь ему;

–     очень расстраивается, если ему не нравится определенный вкус, запах или звук;

–     повторяет движения, такие как взмахи руками, щелканье пальцами или покачивание телом;

–     не разговаривает так много, как другие дети, и медленно накапливает словарный запас;

–     повторяет одни и те же фразы.

Признаки аутизма у детей старшего возраста:

–     кажется, что они не понимают, что думают или чувствуют другие;

–     им трудно сказать, что они чувствуют;

–     им нравится строгий распорядок дня, и они очень расстраиваются, если он меняется;

–     проявляют очень большой интерес к определенным предметам или видам деятельности;

–     очень расстраиваются, если вы просите их что-то сделать;

–     им трудно заводить друзей, они предпочитают быть сами по себе;

–     воспринимают вещи очень буквально – например, они могут не понимать такие фразы, как «сломать ногу».

Аутизм у девочек и мальчиков

–     Всего на 4 мальчика приходится примерно 1 девочка с аутизмом.

–     Аутизм иногда может проявляться по-разному у девочек и мальчиков (например, девочки-аутисты могут быть более тихими и скрывать свои чувства, лучше справляться с социальными ситуациями. Это означает, что аутизм труднее обнаружить у девочек).

–     Среди пациентов с аутизмом и нормальным уровнем интеллекта число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и больше.

–     Девочки страдают от беспокойства и депрессии чаще, чем мальчики.

–     Девочки сильно чувствительны к звукам, запахам и прикосновениям.

Как родители могут заметить предупреждающие знаки аутизма

Родители могут заметить самые ранние признаки аутизма, потому лучше знают особенности своего ребенка, чем кто-либо другой. Педиатр не всегда при быстром пятнадцатиминутном визите к нему успеет заметить отклонения в развитии малыша. Помните, что задержки в развитии автоматически не указывают на аутизм, но они могут указывать на повышенный риск. Поэтому наблюдайте за ребенком и насторожитесь, если:

  1. Вы заметили, что ваш ребенок не соответствует требованиям развития своего возраста или вы подозреваете какую-либо другую проблему. В этом случае немедленно поделитесь своими опасениями с педиатром.

  2. Не выжидайте. Многим обеспокоенным родителям говорят, что не следует волноваться, надо подождать, когда ребенок «перерастет и вы увидите, как все изменится». Но ожидание – это худшее, что вы можете сделать. Вы рискуете потерять драгоценное время в том возрасте, когда у вашего ребенка больше всего шансов на улучшение. Независимо от того, вызвана ли задержка аутизмом или каким-либо другим фактором, дети с задержкой в развитии вряд ли просто «перерастут» свои проблемы. Чтобы развить необходимые навыки, ваш ребенок нуждается в дополнительной помощи и целенаправленном лечении.

  3. Доверяйте своим инстинктам. В идеале врач вашего ребенка серьезно отнесется к вашим опасениям и проведет тщательное обследование на предмет аутизма или других задержек в развитии. Но иногда даже хорошие врачи могут пропустить тревожные сигналы или недооценить проблему. Прислушивайтесь к своей интуиции: если она подсказывает вам, что что-то не так, то будьте настойчивы. Запишитесь на повторный прием к педиатру, спросите второе мнение другого специалиста или попросите направление к врачу по расстройствам аутистического спектра либо детскому психиатру.

  4. Регрессия любого рода также может быть серьезным предупреждающим признаком аутизма. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра начинают развивать коммуникативные навыки, а затем регрессируют, обычно между 12 и 24 месяцами. Например, ребенок, который общался изначально с помощью некоторых слов, может полностью перестать использовать язык, или ребенок может перестать играть в социальные игры, которые ему раньше нравились, такие как прятки или махание рукой “пока-пока”. К любой потере речи, лепета, жестикуляции или социальных навыков следует относиться очень серьезно, поскольку регрессия является основным признаком аутизма.

Диагноз «аутизм» ставится ребёнку после обследования и медицинской комиссии с участием специалистов разных профилей. Существуют несколько форм этого заболевания, каждая из которых имеет специфические симптомы. Но есть основные признаки, которые помогут родителям заподозрить аутизм и своевременно обратиться к врачу.

Нарушение коммуникации

Этот признак проявляется задержкой речевого развития или мутизмом — полным отсутствием речи.

Тревожные сигналы:

не гулит и не лепечет

издаёт повторяющиеся звуки

имеет скудный словарный запас

о себе говорит в 3-м лице

в речи нет личных местоимений и обращений

не способен или испытывает сложности с объединением слов в фразы

будто эхо повторяет какие-то слова и фразы

придумывает слова

Нарушения социального взаимодействия

Нарушения во взаимодействии с другим людьми. Обычно эти проявления обнаруживаются родителями после года.

Тревожные сигналы:

избегает контакта глаза в глаза

не просит взять на руки

сопротивляется попыткам приласкать, обнять

не реагирует на обращённую речь

чтобы получить желаемое, обычно использует жесты, а не речь

не интересуется другими детьми и не контактирует с ними

предпочитает играть один

не играет в ролевые игры и не может придумать сюжет игры

не интересуется игрушками, так как не понимает их символические роли — например, может часами крутить колесо у машинки вместо того, чтобы катать её

склонен играть предметами, не предназначенными для игр, — кастрюлями, крупой, пуговицами, можете пересыпать сахар из одной руки в другую

не реагирует на эмоциональное общение

Стереотипность поведения и ограниченность интересов

Этот признак проявляется однообразными, монотонными действиями и страхом перемен.

Тревожные сигналы:

зацикленность на одном занятии — например, может несколько часов смотреть, как вращается юла или собирать один и то же пазл

коллекционирует игрушки на одну и ту же тематику или увлекается одной и той же тематикой — чаще всего это космос, паровозы и динозавры

избирательность в еде — предпочитает углеводную пищу (обычно макароны и хлеб), тяжело жевать кусковое мясо

реагирует беспокойством, капризами, агрессией на изменения — например, на перестановку мебели, переезд

резко реагирует на громкие звуки

повторяющиеся монотонные движения — в состоянии стресса может раскачиваться из стороны в сторону, качать головой и др.

может стереотипно передвигаться по квартире, следуя определённым маршрутам

приверженность определённому распорядку

Ребёнок в с аутизмом может испытывать абстрактные страхи, например, бояться голубей или воздушных шаров.

Ранние клинические проявления (для детей младше 1 года)

Обычно признаки аутизма обнаруживаются у ребёнка около 1,5-2 лет. Но родителям нужно быть внимательными к малышу с самого его рождения, потому что отдельные проявления могут сигнализировать об аутизме.

Тревожные сигналы для родителей детей младше 1 года:

на касания мамы реагирует неадекватно: расслабляется, будто растекаясь, либо напротив — напрягается, отсюда сложности с приучением к рукам

отстают в развитии: в норме дети в 3 месяца начинают держать головку, в 6 месяцев — сидеть, в год — ходить, при аутизме эти сроки могут сдвигаться

избегает зрительного контакта

не тянется ручками ко взрослому, не реагирует, когда над ним наклоняются, не просится на руки — нет комплекса оживления

не улыбается или улыбается, но под влиянием приятных телесных ощущений, звуков, зрительных образов, но не в ответ на улыбку мамы или другого человека

не стремяться к коммуникации со взрослыми

привязанность к маме или отсутствует, или наоборот чрезмерная

Проявления аутизма могут отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. При обнаружении тревожных сигналов нужно немедленно обратиться к психиатру для диагностики.

Заключение

Если у вашего ребенка проявляются признаки аутизма, даже незначительные, обязательно поделитесь своими опасениями с педиатром и задокументируйте их. Чем раньше ребенку с аутизмом будет поставлен диагноз, тем скорее специалисты смогут помочь ему, используя популярные методики коррекции и необходимые методы лечения.

Image title


План-мероприятий-по-РАС

Неделя-распространения-информации-об-аутизме

КОНСУЛЬТАЦИЯ-С-РАС

Отчет о мероприятиях в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма


Создание сайта - Студия Maxwebsite

описание